По поверьям, когда род постигают несчастья, старейшины начинают подозревать воздействие на семью либо злых духов, либо скрытых в прошлом дурных проступков. И тогда на помощь призывается шаман для совершения древнего обряда Салкурма – возвращение к жизни.
Самбана – так называли того, кто провожал умерших в Нижний мир, общался с подземными духами и теми, кто давно умер.
В той семье обратиться к шаману никто не мог. Всё это началось после переезда в посёлок, во времена, когда ненцев государственным решением переводили на оседлый образ жизни. Несчастья следовали одно за другим, пока не остался из всей семьи только один мужчина. Он совсем состарился. Родственники решили, что причиной бед могло послужить осквернение предметов культа в послереволюционное время. Выяснилось, что у старейшины рода, деда, было двое братьев, один из которых – коммунист и борец с религией, а другой – хранитель священной нарты и культовых предметов. Так вот, брат-коммунист однажды собрал в мешок все семейные реликвии и утопил. По мнению дальних родственников, именно этот проступок негативно влиял на весь род до тех пор, пока не остался в живых лишь один седовласый потомок.
Эту историю нам рассказала кандидат исторических наук Галина Харючи, заведующая сектором этнологии Научного центра изучения Арктики. Галина Павловна собирает фольклор, записывает в тундре архаичные отзвуки культурной жизни ненецкого народа.По ее словам, тундре осталось не так много колдунов-целителей. Делятся они на несколько категорий.Одни имеют, по преданию, связь с духами верхнего мира, божествами. Считаются наиболее сильными.Другие камлают только ночью с бубном у костра, общаясь с духами среднего мира, призывая в помощь себе родовых духов-хранителей. Они лечат больных, помогают при трудных родах.