Новая рубрика: тылес курок ики, или орел прилетает на новый год
Этнографические экспозиции Березовского, Октябрьского и Сургутского краеведческих музеев (ХМАО)
Огненный лис – легендарный символ связи полов у хантов. В преданиях он рисуется бегущим по снегу и громко кричащим, при этом его «символ плодородия» бороздит наст. Заслышав его клич, женщинам полагается смущаться. Лосиный рог, мамонтовая кость, мельхиор. Резчик М. Темиргазеев. Музей природы и человека (Ханты-Мансийск)
В честь убитого на охоте медведя ханты, как и многие другие коренные народы Сибири и Северной Америки, устраивали праздник. Октябрьский краеведческий музей (ХМАО). Традиционные маски для медвежьего праздника вполне могут стать украшением современного новогоднего карнавала (справа). Береста. Выставочный центр народного промысла (Ханты-Мансийск)
Наркас-юх – древний музыкальный инструмент коренных народов Севера. Его струны сделаны из лосиных сухожилий, натянутых на колки из костей рябчика. Музыка этого народного инструмента сопровождала праздники, шаманские представления и жертвоприношения. Октябрьский краеведческий музей (ХМАО)
Что касается других подарков, то их дарили и хозяева, и гости. Ханты обменивались бусами, вышитыми бисером кисетами, табакерками, берестяными изделиями и т. д. Ханты высоко ценили гостевые подарки, поскольку такие вещи напоминают о конкретном человеке.
Бронзовые изображения Мир-сусне-хума (у манси) или Торум-паха (у хантов) – божества, которое приносит удачу в охоте и рыбалке, излечивает от болезней. Под Новый год этот всадник объезжает землю и оказывает помощь нуждающимся. Для него ставили на окно четыре серебряных блюдечка (место «приземления» коня) и в канун новогодней ночи обращались с просьбами. 1– VI—VIII вв. Среднее Приобье. Новосибирский государственный краеведческий музей; 2, 3 – Томское Приобье. Томский областной краеведческий музей. По: (А. И. Соловьев. Оружие и доспехи. Новосибирск. Инфолио-пресс. 2003). Этнографическая экспозиция Березовского краеведческого музея (справа вверху) (ХМАО)
Сам праздник длился одну ночь. После окончания очистительного обряда в качестве развлечения ханты прыгали через нарты, которые тянет олень. А вот что касается песен и плясок, то это принадлежность другого праздника – медвежьего. Встреча Нового года у хантов выглядела гораздо более скромно, да это и понятно. Ведь его основная цель – обеспечить для стойбища на определенный период жизнь без болезней, избавиться от злого духа-преследователя. Тут уж не до развлечений, особых угощений и напитков.
Тутчан – женская сумочка для рукоделия (слева). С. Теги. Олений мех, ровдуга, бисер, металл. Этнографический музей пос. Шеркалы (ХМАО). Маска для медвежьего праздника (справа). Береста. Выставочный центр народного промысла (Ханты-Мансийск)
Бубен – один из главных ритуальных атрибутов шаманов, их главное средство для общения с духами и проникновения в другие миры. Под рукоять бубна часто подвешивались «помощники шамана» – выполненные из металла символические предметы, которые звенели, посылая обращения к духам. Березовский краеведческий музей (ХМАО)
Этот обряд имел глубокий смысл. Дело в том, что согласно представлениям хантов, человек не видит духа, который может находиться рядом и все время преследовать его. Но его можно поймать: когда дух вслед за людьми проходит через расщепленное дерево, шаман колотушкой бубна выбивает клин, две половины дерева сходятся и защемляют духа. Тогда его нужно добить, поэтому жители начинали бить палками рядом с деревом, где застрял дух.
Источник: http://selskie-vesti.ru